Кратчайшее расстояние до дзен

четырехуровневый коттедж общей площадью 721 м2 Виталий Болдинов, Алексей Ершов

Дата публикации: 17.02.2001

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Ольга Короткова

Архитектор: Виталий Болдинов, Алексей Ершов

Дизайнер: Тамара Лобжанидзе

Освещение: Юрий Чугунов

Работы по дереву: Владимир Леонов

Работы по металлу: Константин Серга, Алексей Василисин

Журнал: N11 (67) 2002

Дома, построенные так называемым зaмковым методом, - та архитектурная среда, которая не слишком способствует воплощению свободного замысла: свет, простор, уравновешенность, сдержанность. Зaмково-особняковый тип строения влечет за собой, как правило, совершенно иные способы планировки, декорирования, активную цветовую политику, работу в архаизированных стилистиках. В проекте "Студии B&L" задача звучала иначе. Поэтому готовый дом, приобретенный в коттеджном поселке с типовой застройкой, сам по себе уже представлял сложность "Собранный", строгий фасад со строгими же, правильными очертаниями окон - та данность, умело обойти которую - тест на профессионализм. Авторы проекта и заказчики испытывали естественное желание - осуществить в заданном, стандартном пространстве нестандартный проект.

Для "квартирного вопроса" эта ситуация более чем обыденна, для загородного варианта - несколько ненатуральная.

Хотелось достичь максимума света и простора: этой задаче подчинены все проектные и ремонтные этапы - и реконструкция, и принципы планировки, и свет, и дизайн, и цвет. Несущие стены, толстые, основательные, частично убирали или "убавляли" сплошные плоскости - там, где только это было возможно сделать без ущерба для инженерных конструкций. В гостиной за счет высоты второго этажа устроили в полукруглом эркере второй свет. Тем самым, казалось бы, детский (второй) этаж убавился, но на самом деле совсем наоборот: часть верхнего балкона присоединена к эркеру, а остальная доля уличного пространства превращена в общую игровую комнату для двоих детей.
Эффект сплошного всепроникающего света на первом - гостевом - этаже зависит не только от окон: планировка выполнена так, что помещения (большая гостиная, просторная кухня, каминная) просматриваются почти полностью - от стены до стены. Еще один принцип создания проницаемого, воздушного пространства работает на известном архитектурном приеме - "аккумулировать" в помещении символику четырех природных сред: земли, воды, воздуха, огня. Камин отделан большим мраморным листом. Люстра в виде стремительно закручивающейся ленты передает идею движения, плавной текучести. Цветовая гамма приближена к природным тонам: беж, песочный, цвета поздней осени. Белесый дощатый пол из клена "поддерживает" впечатление легкости, уравновешенности, близости к спокойной природной тематике.
Постминимализм в его высшей (и, очевидно, победно-завершающей) стадии все более сближается с философией дзен. Или - Zen, как сейчас принято идентифицировать "минимализм по-дзенски". Искусство созерцательной простоты наиболее явно прослеживается в спальне: абрис предметов, цветовая гамма, рисунок штор. Хотя дальневосточная стилистика, как и положено ее европеизированному варианту, совсем не точна, но только "намечена". Из этого же разряда визуальных впечатлений - немногословная атмосфера гостиной с точно расставленными акцентами: каждый из предметов - будь то диван, камин, обеденный стол - включен в общую лаконичную идею, при этом не растворяясь в ней совсем и обладая собственным статусом.
Виталий Болдинов определяет свой творческий метод как "роскошный минимализм": каждый предмет (при этом по законам жанра - из числа немногих, самых необходимых) призван участвовать в создании композиции, "держать" свою партию, даже любая "пустота" должна заполняться нужным смыслом. В сочетании с принципами планировки (первый этаж - "гости", второй - "дети", третий - "хозяева") законы стиля отражают идею необходимого и достаточного, логичного и естественного - "роскоши минимального", по Болдинову.


Виталий Болдинов:

"Вкусовые совпадения с заказчиками сыграли в проекте решающую роль. Как ни общеизвестно это звучит, но ценность такого альянса никто не отменял, это действительно самая большая удача, которая может ожидать автора. Что касается стиля, то вряд ли его стоит определять с бесспорной точностью. И все же это минимализм, в его "дзенской", так сказать, интерпретации. Я бы определил его как "роскошный минимализм", или - значимое, осмысленное присутствие формы, объема, спокойное, размеренное ощущение жизни в противоположность жесткому "техно" - ритму мегаполиса".

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Все для оформления идеальной кухни: чек-лист важных и нужных вещей

Идеальная кухня сочетает в себе красоту и удобство. Добиться этого помогут бытовые приборы, которые синергируют друг с другом и образуют цельную систему. Рассказываем, из чего она должна состоять, на примере технологичных решений от швейцарского бренда Franke.

#Интерьер

Романтика ретро: лампа Teresa от Kartell

Икона дизайна авторства мэтра Ферруччо Лавиани вышла форматом limited edition.

#Новости

С заботой о себе: «умное кольцо» для поклонников ЗОЖ

Новая разработка в сфере промышленного дизайна выглядит как изящный аксессуар. При этом это высокотехнологичный гаджет, который помогает следить за своим здоровьем.

#Новости

Как на облаке: плед-покрывало от звезды дизайна

«Облачный» дизайн в интерьер — авторства гранд-дамы итальянской дизайн-сцены Патриши Уркиолы.

#Новости