MANHATTAN-ЭКСПРЕСС

квартира на Арбате общей площадью 200 м2 Андрей Моргунов, Наталья Моргунова, Галина Берец Мультимедийная структура квартиры, достигнутая за счет размноженного зеркалами, уходящего в бесконечность пространства

Дата публикации: 20.06.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ольга Короткова

Автор проекта: Андрей Моргунов, Галина Берец, Наталья Моргунова

Строитель: Алексей Никин

Журнал: N4 (60) 2002

Любой стиль, можно сказать, берет свои начала в абстрактной, нематериальной субстанции - психологии. Перечень архитектурных приемов, которые в нашем представлении образуют стиль мегаполиса - лофт, студия, - это своего рода вторичная знаковая система. Означаемым для нее являются характер, образ жизни, внутренняя скорость современного бытия "Американская" квартира в данном случае - не метафора. Деловая и частная жизнь заказчика действительно поделена на два континента: cуществование между Нью-Йорком и Москвой для него - естественный способ бытия. Поэтому "нью-йоркская" квартира на Арбате, с точки зрения хозяина, - логичная система координат.

Таким образом, прозрачная, стеклянная, черно-белая студия с огромными окнами (хотя на самом деле они довольно узкие и огромными только лишь кажутся - этим впечатлением мы обязаны архитектурному проекту), выходящими на напряженный московский трафик, - это уже сложившаяся философия, материализованная в квартирные "формы". Новый Арбат, где расположен дом, в этом смысле приобретает в московской истории буквальное прочтение. Межконтинентальный образ жизни становится обыденным, стиль loft опосредуется, "переводится" на московское наречие.
Но это не подстрочный перевод, а самостоятельная художественная версия американизмов. Космополитичное архитектурное мышление реализовано в этой квартире с присущей России широтой: главные черты интерьера словно доведены до степени крайнего преувеличения, гиперболы. Если два цвета - то ими стали черный и белый. Если лаконизм - то предельный (кажется, что в квартире совсем нет мебели). Если зеркальный "мотив" - то зеркала множат пространство до бесконечности. Индивидуализм и независимость (качества, столь свойственные XXI веку) подчеркиваются характером интерьера и одновременно отрицаются: зеркала размещены таким способом, что зритель нигде не остается наедине, разве с самим собой. Отражения вполне обеспечат вам эффект людного места. Но множество людей и есть вы... Вы видите себя со стороны. Зеркала здесь, таким образом, почти экзистенциальное понятие.
Вместо стен между комнатами всюду - абсолютно прозрачное стекло. Но "стеклянность" оборачивается своей полной противоположностью - непроницаемостью и отграниченностью: видимая вседоступность мгновенно преображается, если воспользоваться пультом управления и сдвинуть белые шторы. Тогда вы получаете четыре изолированных помещения: гостиная с кухней и столовой, две спальни и кабинет.

Черный гранитный пол, черная кожаная мебель, черная кухня и даже черный постельный текстиль.
При этом черный - "цвет без цвета", как бы его концентрированное отсутствие - уравновешивается своим всегдашним контрастом - белым. Это строгое графичное сочетание не противоречит самому важному "компоненту" жилья - уюту и психологическому комфорту, семейственному теплу. Так, оказывается, что полы - с подогревом, и неожиданное "теплое" ощущение обеспечивается в прямом смысле и нейтрализует наши прочные стереотипы о том, что камень холоден, а экстремальная чернота против уюта. В этой квартире черный ассоциируется не с цветом безлунной непроглядной ночи, а с другим культурным эквивалентом: это прежде всего цвет смокинга, это сама элегантность, торжественность и одновременно высокая простота. Наконец, стоит ли напоминать, что это самый модный цвет. Покидая квартиру, вдобавок к своему привычному отражению вы видите стремительно уходящий в бесконечность виртуальный тоннель: зеркала снова сыграли с вами одну из своих шуток.
"Мультимедийная" структура пространства означает и метафору, и метабытие: на двух континентах, в разных культурах, в противоположных точках земного шара, где ночь и день никогда не совпадают.

Андрей Моргунов:

"Прозрачной концепцией мы обязаны не столько модернистской эстетике, сколько непродуманной планировке: прямоугольник с четырьмя несущими колоннами и 16 м в глубину от светового фронта! Чтобы осветить помещение, стены пришлось везде сделать абсолютно прозрачными. Так что нашей задачей прежде всего была борьба за свет. Дальнейшая концепция "нанизывалась" на прозрачный постулат".

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Все для оформления идеальной кухни: чек-лист важных и нужных вещей

Идеальная кухня сочетает в себе красоту и удобство. Добиться этого помогут бытовые приборы, которые синергируют друг с другом и образуют цельную систему. Рассказываем, из чего она должна состоять, на примере технологичных решений от швейцарского бренда Franke.

#Интерьер

Романтика ретро: лампа Teresa от Kartell

Икона дизайна авторства мэтра Ферруччо Лавиани вышла форматом limited edition.

#Новости

С заботой о себе: «умное кольцо» для поклонников ЗОЖ

Новая разработка в сфере промышленного дизайна выглядит как изящный аксессуар. При этом это высокотехнологичный гаджет, который помогает следить за своим здоровьем.

#Новости

Как на облаке: плед-покрывало от звезды дизайна

«Облачный» дизайн в интерьер — авторства гранд-дамы итальянской дизайн-сцены Патриши Уркиолы.

#Новости